18 Apr
18Apr

Штормовая Вершина, восхождение на гору Дхаулагири 8167

Настоящий триллер о высотном альпинизме, история восхождения на Вершину первой Гражданской Индийской экспедиции
под руководством Dorchi Sherps. Большое спасибо, Галина Погодина, за то, что превратила наш материал в триллер!
_________________________________________________

Активные путешествия
66 подписчиков
Штормовая вершина. Рассказывает Дорчи Шерпа
Сегодня

История тяжелого восхождения на пик Даулагири, 8167, Непал - седьмую по высоте гору мира.
На нашей планете имеется 14 гор выше 8000 метров. Подняться даже на одну из них – сложная задача, требующая отменной тренированности и грамотной организации. Восходителей ждут тяжелейшие физические нагрузки, сложные погодные условия, ветер и холод, экстремально низкое количество кислорода, риски срывов, камнепадов и лавин. Каждый из этих факторов смертельно опасен.
В 2017 году индийским альпинистским клубом была организована первая гражданская экспедиция на пик Даулагири. Клуб нанял двух высотных гидов, одним из них был я. Моим клиентом был Прасад Джоши.

Я ознакомился с материалами предыдущих восхождений и заметил, что в таких условиях каждому участнику необходимо иметь три персональных горных гида. Но так как финансирование было ограничено, трех гидов взять не смогли, только двух. Я предупредил, что в случае ухудшения погоды возникнут проблемы и нельзя будет ручаться за успех, хотя мы по-любому постараемся зайти.

К тому моменту меня уже нельзя было назвать новичком. Я успел 9 раз побывать на вершине Эвереста, 4 раза на Лхоцзе, 3 – на Макалу, дважды на К2 и раз на Аннапурне. Итого 19 восхождений на восьмитысячники. Могу сказать, что я уже был авторитетом в области высотного альпинизма.

Для начала мы занесли наверх все снаряжение и установили лагеря 1, 2 и 3. В районе Даулагири погода всегда отличается нестабильностью. А в этот раз, кроме скверных условий, на маршруте было много глубокого снега, а это означало опасность схода лавин. Мы сидели в базовом лагере и выжидали погодное окно.

Вышли, как только позволила обстановка. В тот момент мы еще не знали, что наш штурм затянется на 15 дней.

Нам сопутствовали благоприятные условия. Мы несли с собой про запас 500 метров веревок, но выше 3-го лагеря, как оказалось, перила не были проложены. Свой запас мы израсходовали быстро, а опасные участки и не думали заканчиваться. Мы решили, что идти без перил нельзя и нужно вернуться в лагерь-3, собрать все имеющиеся там веревки и уже с ними продолжить восхождение.

В начале сезона под горой было много групп, но так как погода не радовала, большинство экспедиций свернули свою работу. К моменту нашего восхождения от других команд осталось всего 10 человек, которые вернулись, не достигнув вершины, и надеялись сделать еще одну попытку.

Мы решили идти сообща и захватить с собой все веревки, какие у кого оставались. Каждый взял примерно по 200 метров. В ночь мы вышли на штурм, но погодное окно, на которое мы рассчитывали, стало закрываться. Ураганный ветер достигал 120 м/с: он не просто валил с ног, он грозил унести нас с горы.

Шансов на успех не было. Когда перила закончились, мы прикрепили к их краю веревочные бухты и начали спуск в 3 лагерь с расчетом там заночевать. Прогноз себя не оправдывал, и мы решили утром ориентироваться по обстановке.

Шли пятые сутки с момента выхода из базового лагеря. Лагерь-3 находится на высоте 7400, и мы здесь оставались вторую ночь. Это опасная высота. Если начнется отек легких или другие проблемы, шансов на спасение нет. В таких условиях человек сгорает очень быстро.

Всю ночь мы держали палатку, чтобы ее не унесло в бездну вместе с нами. Порывы ветра были такие, что палатка трещала по швам. Снежно-ледовая пыль была везде, ее забивало через плотные застежки внутрь комбинезонов, и мы понимали, что в таких условиях ничего не стоит замерзнуть насмерть.

С утра погода не улучшилась, и было решено спускаться в Лагерь-2. Это оказалось не самое лучшее приключение: ситуация была аварийной. При ураганном ветре мы осторожно уходили вниз. Но чтобы спуститься из 2 лагеря в базовый, нужно было преодолеть крайне лавиноопасный участок под названием Эгер. Из-за сложного рельефа непонятно, откуда и в какой момент может прилететь лавина. Именно здесь погибло большинство жертв этой горы. И наших клиентов не стоило выматывать лишними километрами вниз и снова вверх. Мы решили далее не спускаться и ждать погоды во Втором лагере.

Ожидание затянулось еще на четверо суток. Все это время бушевал ураган в районе 200 м/с. Мы то и дело держали палатку, чтобы ее не порвало, и постоянно укрепляли ее, если что-то вызывало тревогу. То же самое делали и другие, кто остался для попытки штурма. Как я уже говорил, их было порядка 10 человек.

На 11-й день с момента выхода из базового лагеря погода вдруг прояснилась. Мы немедленно этим воспользовались и поднялись в 3 лагерь с тем, чтобы выйти на штурм на следующую ночь.

Как я сказал, мы несли с собой в общей сложности около 2-х километров веревок. Склоны были перегружены свежим снегом, продвижение было сложным и медленным. Из-за обилия снега на траверсе была лавиноопасная ситуация. Наши клиенты уже много дней находились на высоте и были на пределе.

…Знаешь, я люблю альпинизм, и мне было самому важно зайти, я никогда не был на этой горе. И я мечтаю побывать на всех 14 восьмитысячниках. Эти суровые условия стали вызовом: я никогда раньше такого не видел…

Шли уже 12-е сутки с того момента как мы вышли из базового лагеря. Мы все действовали сообща, сбившись в одну кучу и помогая друг другу, сумели прорваться на вершину!

На вершине была классная погода, но участники были на грани, в таком состоянии они могли сделать ошибку. Поэтому мы передохнули полчаса, прежде чем начать спуск.

Едва мы двинулись вниз, случилась трагедия. Среди наших спутников клиентом одной из фирм был индийский участник, и метров на 100 ниже вершины ему стало плохо. Попытки его откачивать ни к чему не привели и он умер. Тут стала портиться погода, ветер опять поднялся до ураганного.

В условиях очень плохой погоды мы спустились с 3-й лагерь. Без перил мы бы совершенно точно потерялись, потому что вновь поднялся буран, и видимость была очень плохая.

Нам удалось добраться до Лагеря-3, это была здесь уже третья ночевка. Очень рано мы встали и двинулись во Второй лагерь. Тропу полностью занесло снегом, нам приходилось прокладывать ее заново. Но на следующий день мы сумели спуститься в базовый лагерь.

Когда мы стартовали, в базовом лагере было по колено снега, а когда вернулись – уже выросла трава и зацвели эдельвейсы. Это было необыкновенно – мне казалось, я возвращаюсь к жизни!

За этот штурм я похудел на 15 килограммов, мне казалось, что на моем скелете не осталось даже кожи. Была дикая слабость, меня буквально шатало ветром.

Ну, а сразу после этого индийские друзья увезли меня с собой в Индию, и я там пришел в себя. Постоянно были банкеты, встречи, награждения, вкусная еда – и за месяц пребывания в Индии я вернулся к своему нормальному виду.

Вся экспедиция была очень опасной. Я могу определить свое впечатление, что Даулагири – это дикая и тяжелая гора со своим нравом. Конечно, было бы хорошо отснять документальный фильм про эту эпопею, но из-за того, что мне постоянно приходилось открывать тропу и вешать перила, было уже не до съемок. Поэтому фотографии имеются в весьма ограниченном количестве, а видео нет вообще.

Но тем не менее дело было сделано, и первый гражданский индиец побывал со мной на вершине этого восьмитысячника.

Дорчи Шерпа

Перевод Оксаны Морневой-Шерпа

Комментарии
* Адрес электронной почты не будет отображаться на сайте.