28 Apr

www.makaluextrem.net
💪💪😲
Восхождение на Лхоцзе 8516

Супер триллер и героическая сага от Галины Погодиной о нашей экспедиции Лхоцзе 8516-2019. Так классно написано, аж дух захватывает! Я под впечатлением! И это действительно происходило с нами в прошлом году, в это самое время!
----------------------------------------------------------------------------------
Активные путешествия
111 подписчиков

Высота и любовь

Сегодня

Интервью с непальским альпинистом Дорчи Шерпа о прошлогоднем восхождении на пик Лхоцзе, которое он совершил вместе с женой Оксаной Морневой-Шерпа.

Оксану и Дорчи сопровождали их сотрудники – высотные гиды Пасанг Лама и Пасанг Дордже Шерпа. Несмотря на огромный опыт всех участников, восхождение не было легкой задачей. Во-первых восьмитысячник - это всегда за гранью. Во-вторых в 2012-м Оксана едва не лишилась ноги (ее рассказ "Инструкция чтобы выжить"), и эта травма имела тяжелые последствия. Фактически у нее нет колена. Поэтому команда не могла идти быстро.

Оксана была на Лхоцзе в 2018, и это восхождение ей далось очень тяжело. После экспедиции она долгое время провела в госпитале.

• Оксана Морнева-Шерпа:
Это была сложная гора, и мне казалось, что я не захочу сюда возвращаться. Но жизнь распорядилась иначе. Немедленно после госпиталя на связь вышел Марат Хамицаев - альпинист и создатель ряда интересных проектов. Он сказал: "Если ты зайдешь на Лхоцзе еще раз, ты станешь первой женщиной в мире, которая смогла это сделать. И ты можешь принять участие в нашем проекте "Флаги военной разведки на вершинах мира". Это было шикарно, я не задумываясь согласилась! Рассказала об этом Дорджику, и он воодушевился: "О, здорово, давай залезем".

Оксана и Дорчи приехали в Катманду и застряли в ожидании индийской группы, которая опоздала на две недели. Пришлось все перепланировать: перелеты, акклиматизацию...

В ожидании ребята зашли перекусить в ресторан. По религиозным соображениям они не едят говядину: Дорчи заказал баранину, а Оксана - куриный стейк, который оказался очень странного вкуса. Оксана сильно сомневалась, но все-таки съела это мясо. И - заразилась птичьим гриппом...

• Рассказывает Оксана:
И тут меня скрутило не по-детски. У меня неделю была температура 39. При этом лечиться не было никакой возможности. Мы поехали на байке встречать группу, и мне казалось, что я потеряю сознание и упаду на дорогу. Естественно, я накупила масок и держала дистанцию, чтобы никого не заразить. По итогу никто и не заразился, и только сейчас я узнала, что эта инфекция от человека к человеку не передается.

Группа прилетела без снаряжения, и нужно было всех одеть, и снова пришлось менять билеты. Индусы - народ неторопливый: на каждого требовалось по полдня. Итого на 5 человек ушло 2,5 дня. И тут наступила нелетная погода.

Наконец вылетели вертолетом в Сьянгбоче, забросили экспедиционный груз. У Оксаны еще держалась температура, но поскольку было потеряно много времени, ждать не стали. И когда добрались до базового лагеря, от болезни осталась только слабость. Поэтому Оксана акклиматизировалась только на Кала-Патаре и ближайших холмах, пока гиды заносили снаряжение в высотные лагеря. Выбрав погодное окно, пошли наверх, без предварительных подъемов-спусков.

И тут обвалилась перильная дорога на ледопаде Кхумбу - это самое начало пути. Перильный кооператив получает 1000 долларов с человека, в их обязанности входит оперативный ремонт. Но никто не стал этим заниматься.

• Рассказывает Оксана:
Дорджик сказал, что он хорошо знает гору и мы по-любому прорвемся, а если будем ждать, можем ничего не дождаться. На спуск шло много народу и нас предупреждали, что мы не пройдем. Конечно в 3-4 местах я конкретно застряла, просто жесть, и я два раза провалилась в трещину, не допрыгнув до края. Несколько раз мы с Дорджи останавливались и целовались, и он убеждал меня: "Ты можешь!"
Ледопад Кхумбу

Одну трещину пришлось обходить по краю долины, а там опасно в том плане, что может сойти лавина сверху. Одна стометровая лестница держалась на единственном протаявшем буре переворачивалась под тяжестью людей. Она вдобавок располагалась над очень глубокой трещиной. Оксана с трудом осилила этот участок со своей больной ногой и очень сильно устала после этого пути.

После прохождения ледопада группа пришла в лагерь вечером. Пришлось отдыхать пару дней во Втором лагере. За это время, судя по вершине, начала меняться погода, но был расчет проскочить в погодное окно.

• Комментирует Дорчи Шерпа:
Это было совершенно новое ощущение для меня – подниматься на восьмитысячник с любимой женщиной. Кроме снаряжения, мы несли дополнительный груз - знамена военной разведки Южной Осетии и России, чтобы торжественно развернуть их на вершине, почтив память советских героев.

Оксана была в сомнениях относительно своих возможностей после всего произошедшего. Дорджи постоянно ее подбадривал: "Все получится, не может не получиться, мы должны зайти!"

Дорчи шел на Лхоцзе в шестой раз и хорошо знал эту гору. Но за прошедшие годы состояние склона сильно изменилось. На маршруте было очень много голого льда и скал.

У альпинистов возникло много вопросов к правительственной команде перильщиков, которая обязана следить за состоянием маршрута. Дорога была просто сломана, но никто и не думал ее ремонтировать.

В тот момент, когда восходители вышли на штурм, держалось погодное окно, но ледопад Кхумбу был сломан в пяти местах. Это были серьезные повреждения перил, и в трех местах отсутствовали лестницы. Было решено, несмотря на это, продолжать восхождение. Это была середина сезона, и дальше увеличился бы риск камнепадов.

Со сломанной тропой и проблемным коленом Оксаны все происходило очень медленно. Но успех этого совместного восхождения был для меня невероятно важен, так как я очень люблю свою жену и также знаю, что для нее значит возвращение в горы после той травмы. Ее вершина была моей вершиной. Я смотрел на окружающие нас суровые горы ее восторженными глазами.

Когда группа вышла из 4-го лагеря, в кулуаре висели хорошие перила на подъем и на спуск. Но после перенесенного гриппа Оксана не могла нормально дышать: все внутри болело. Погода именно в день штурма напрочь испортилась, перед рассветом поднялся ураган. Оксана много раз порывалась вернуться, но Дорджи ее останавливал и уговаривал продолжать восхождение.

Рассказывает Оксана:

В прошлом году шел снегопад и видимость была гораздо хуже. В этот раз такие панорамы бешеные - все как на ладони, в таких снежных вихрях... Было очень красиво, но когда мы подошли к кулуару, начался буран. Много раз ветер сбивал нас с ног.

К счастью, на этом участке висели новые перила без перерывов. Иначе без страховки 100% можно было улететь. Эти перила прокладывала совсем другая команда - не та, что следила за ледопадом. Вот так кто-то на небольшой высоте просто набивает карман, а кто-то на большой высоте выполняет работу на 10+.

Оксана на фоне Эвереста. (Лхоцзе - отрог Эвереста)

Мы вышли из лагеря-4 в 9 вечера и в 13.30 были на вершине. Из-за шторма, отсутствия проложенной трассы и Оксаниной ноги мы сильно нарушили правило точки возврата, которая наступает в 12 дня. Это было моим решением: наплевать на правила ради Оксаны. Для меня было важно зайти на вершину вместе с ней.

В этот малоснежный год состояние маршрута было очень сложным. Спуск тоже был медленным, в кулуаре было много скал и льда: с изувеченной ногой Оксане было очень трудно бить лед и балансировать на передних зубьях кошек.

• Рассказывает Оксана:
Это было незабываемое приключение и незабываемая вершина. В лагерь-4 мы вернулись лишь к ночи, еще через сутки - в лагерь-3. Спуск в лагерь-2 у нас занял еще один день, и после ночевки мы наконец спустились в базу.

Весь путь отличало большое количество каменистых и ледяных участков, ледопад Кхумбу был покрыт новыми глубокими трещинами. При всем стечении обстоятельств для Оксаны восхождение 2019 года стало сложнее и жестче, чем в 2018-м.

Оксана: мы сделали это!

Для Оксаны это было ее второе восхождение на эту вершину, и она таким образом установила женский мировой рекорд.