25 Feb
25Feb

Восхождение на Манаслу 8163. Высотный альпинизм, как он есть

18 февраля<100 прочитали

В 2017 году у команды Макалу Экстрим была самая большая коммерческая экспедиция для восхождения на восьмитысячник Манаслу 8163, 36 участников. Я первый раз решилась подниматься прямо вместе с перильной командой. Это была жесть, как она есть. Участники поднялись на Вершину Манаслу 8163- 32 из 36 участников.

Гора Манаслу, или Гора Духов, находится в горной системе Гималаи, в стране Непал.

Альпинизм сейчас в большой моде. Альпинисты с гордостью коллекционируют сертификаты и фотографии с разнообразных вершин. Но массовые восхождения были бы невозможны без помощи профессиональных гидов. Зоной смерти альпинисты называют то, что находится выше 8000 метров над уровнем моря. Это понятие условно и зависит скорее от погоды и сложности конкретной горы.

В 2017 году наша русско-непальская фирма Макалу-экстрим собрала, наверное, самую большую в истории экспедицию на восьмитысячник. На восхождение на Манаслу шло 36 альпиниста в сопровождении рекордно большой команды местных клайминг-гидов, поваров, портеров. Это было мое третье восхождение на Вершину Манаслу 8163. Моим бессменным партнером по восхождению и руководителем команды гидов был Лакпа Гедук. Вот уже третий раз мы должны были сделать восхождение на Вершину Манаслу вместе. Летом 2017 года мы вместе работали гидами на Эльбрусе в моей же команде, Makalu Extreme. Группа шла за группой, как в калейдоскопе. Так сложилось, что группы были, в основном иностранные. Лакпа- обладатель Золотого Ледоруба. Я часто спрашивала у него, о том его восхождении. И вот, в 2017, еще летом на Эльбрусе, он сказал, что обязательно организует мне приключение на восхождении, где я смогу ощутить все эмоции, которые испытывали они на Нанге. На ребре Мазено. План был такой. Если не получим от министерства туризма подряд на перильные работы, то мы просто обойдем перильщиков, если же получим, то парни возьмут меня с собой, когда будут делать дорогу. В общем, по плану подняться с перильной командой. Я была очень взбудоражена этой идеей.

Вместе закончили сезон на Эльбрусе, и сразу уехали в Непал для организации этой огромной экспедиции. Дальше, по плану. Мы решили взять на себя провешивание перильных веревок. В Непале эта работа осуществляется по принципу правительственного подряда, и по нашему опыту прошлых лет далеко не всегда качественно. От нас поступило предложение к непальской Федерации альпинизма отдать этот подряд нам, как лицам, наиболее заинтересованным в качестве этой работы, так как у нас самая огромная группа в сезоне. Однако нам отказали, мотивировав это тем, что наши гиды и так слишком много зарабатывают. Лакпа радовался очень сильно. Начиналось веселье! Сначала стояла отличная погода. Наши гиды просто моментально поставили Лагеря 1, 2 и 3. Четвертый лагерь решили нести с собой, чтобы его не унесло ветрами. Погодное окно должно было очень скоро закрыться.

Так получилось, что наши ребята занесли лагеря, кислород, веревки – а перил все нет, происходит какая-то заминка. Дотянули до того, что когда наконец провесили перила, погода испортилась. Выпало полтора метра снега. Выше лагеря 3 перила были сломаны. И прогноз был плохой дней на 12, однако ожидалось короткое погодное окно. И наши ребята решили, что надо воспользоваться этой возможностью, чтобы быстро проскочить на вершину. Мы решили выходить в плохую погоду, и подняться в Лагерь 3 по плохой погоде, а потом идти на Вершину. Это был наш шанс! Все шло по плану Лакпы. Только вот, я еще не совсем поняла с чем я связалась.Выходим под рев пурги. Погода бешенная даже в Базовом Лагере. Говорим участникам и остальным гидам, что все ок, мы справимся.Это были три кошмарных дня в снегу по пояс. Снег проникал, даже в комбинезон, везде. Даже нижнее белье покрывалось к вечеру коркой льда. Вот это была жесть, как она есть

Далее, поднявшись в лагерь 3, наши гиды стали звонить перильщикам по рации и вызывать их на работу. В задачу перильщиков входит поддержание трассы в безопасном состоянии. И наши принялись по рации их вызванивать, чтобы поднимались откапывать перила – мы и так уже делали их работу. И что же? Конечно, как мы и планировали, они отказались в грубой форме. Тогда, я чтобы еще подлить масла в огонь, просто ору в трубку, что от нашей огромной команды они ничего не получат, а деньги я раздам своим парням. Я очень просто, как всегда, это им обосновываю. Говорю, что, когда вы приходите в магазин и выбираете платье, то, что будет, если у платья нет рукава? Это будет брак и мусор. Так же и перильная веревка до Лагеря 3 без перил на Вершину- это брак и мусор. Мы так не договаривались. Мы договаривались в Катманду оплатить перила на Вершину. А данная шараж контора не смогла выполнить обещания. В общем, после моего спитча, перильщики, в очередной раз нас послали в грубой форме.

В такой ситуации мы были готовы провесить перила своими силами, но заплатить перильный бонус не правительственной команде, а нашим четверым гидам, которые взялись за эту работу. Этот вариант официальной бригаде не понравился.Здесь был еще и такой момент, что у нас есть наша коммерческая экспедиция, которой, действительно нужна дорога на Вершину.Ждать погоды нельзя, потому что клиенты связаны сроками отпуска и авиабилетами. Обязанность гидов - не просто обеспечить восхождение, но и уложиться в плановый срок.Старшим гидом нашей экспедиции был Лакпа Гедук, опытный альпинист и решительный человек. Так, чтобы его слышал весь лагерь, он ответил, что не нуждаемся в услугах перильщиков и обойдемся своими силами.На следующий день, выйдя из Лагеря 3, мы планировали быть на вершине и полностью приготовить трассу для восходителейВ 2016 году мы действительно за один день прошли из 3-го лагеря до вершины. Но сейчас мы в этот срок не укладывались. Снега было по пояс, а мы копали траншею и пробивались выше и выше.

Решили выходить в ночь. Прокопались до 4-го лагеря, сильно удивленные, что за время пути не сошло ни одной лавины. Неоднократно слышали «УХ» - за этим звуком потревоженного снега обычно следует обвал, но этого не произошло. Я никогда не видела столько снега! Его было по пояс на траверсе! Это был еще один кошмарный день. В эти два дня был еще и ураганный ветер, сквозь который нам пришлось прорываться. Свежий снег с бешеной силой носился по всей горе, вихри сбивали с ног, снег забивался во все щели комбинезона, внутри одежды, даже в белье собирались целые сугробы. Было не очень морозно, но из-за ветра замерзаешь, стоит остановиться - кажется, что заснешь и не проснешься. Ветер тут же заметал следы, даже, если я шла шаг в шаг с впереди идущим. Казалось, что иногда, порывы ветра хотят вышвырнуть меня из сугроба. Было очень холодно. У всех лица покрылись толстой коркой льда. Обещанное погодное окно задерживалось. До Лагеря 4 удалось добраться к четырем часам дня.Переночевали в 4-м лагере и пошли на штурм. С утра связались еще раз с базовым лагерем и перильщиками – напомнить про их обязанности, но никто не пошевелился. Произошла перебранка, в ходе которой наши парни высказались на тему кто тут работает и способен следить за состоянием горы, а кто даром деньги получает.Перильщики думали, конечно, что 4 человека трассу не откопают. Но здесь были 4 ошпаренные на всю голову человека. От этих разборок парни просто озверели... Как после выяснилось, для наших это был неприкрытый вызов – показать, на что они способны.Выше, на седле и на гребне, который вел к вершине, обстановка была очень лавиноопасная, просто жесть! Вокруг все ухало – это была катастрофа… Я уже сама уговаривала парней сдаться, сто раз хотела вернуться домой к ребенку, но парни стояли на своем: «Хочешь – спускайся, а мы решили биться насмерть и мы их обойдем!» В смысле конкурентов.

Наши парни очень серьезные.В 2022 году у нас просто гонка К2 получилась- 18 очень тяжелых дней до Вершины и обратно. Но после Манаслу 2017 я знаю, что наши парни, действительно, вторые после Бога на Горе. Если они поставят задачу, то они обязательно ее выполнят.

И мы прокопали эту траншею до самой вершины. Для меня это было третье восхождение на Манаслу, и я таким образом поставила мировой рекорд среди женщин. Для меня до сих пор загадка – как я справилась, как я выдержала? На самом деле, когда тысяча человек сидят в базовом лагере и боятся нос высунуть, а мы ходим по горе, это не просто так. Действительно было страшно. Для меня этот поход оказался настоящим достижением. Даже когда я поднималась в 2013-м с пришитой и недолеченной ногой, это было не так жестко.

В 4-й лагерь мы спустились под вечер, сообщили в базовый по рации, и когда все ожидающие группы узнали, что нам удалось взойти, они всей толпой ломанулись наверх, создавая пробку на пути. Конечно, наши их разгоняли: «Всем стоять ждать, мы уставшие!» И все освобождали тропу и ждали, пока мы пройдем.Когда непогода стихла и снег схватился, а мы спускались из 3 лагеря во 2-й, вся наша толпа шла на штурм нам навстречу.

Из 32-х человек на вершину поднялись 29.Таков был план команды наших гидов, их тайная мечта: поймать именно такие условия, что все остальные «обделаются», побоятся даже выходить, и на горе будем только мы. Что это будет безоговорочным доказательством: только Макалу Экстрим может так работать!

Стань частью в этого удивительного приключения осенью 2023! Присоединяйся к нашему восхождению на Манаслу- 2023 прямо сейчас по ссылке! Бронируй свое место в группе и стань частью команды Макалу Экстрим! Постой и сделай селфи на Вершине Манаслу 8163 вместе с нами!

Website: https://www.makaluextrem.net/

WhatsApp +7-918-104-23-18

e-mail: oxanaclimber@mail.ru

#Manaslu Manaslusummit #MountManaslu #Makaluextreme #Worldrecordholder #Oxanamorneva