12 Dec
12Dec

31 марта. Стартуем из Катманду! Настроение у всех отличное, надеемся Бог даст удачу. В общем то человек, который не боится идти за своей мечтой не может быть несчастлив по определению. И так, с горящими глазами и сердцами покидаем Катманду и устремляемся навстречу приключениям.

На следующее утро приезжаем в Сукетар и закупаем там свежие овощи. Сукетар- город среднего размера с жарким климатом на границе с Индией. Овощной базар поражает своим изобилием.

Грузим все в автобус и направляемся дальше в селение под названием Тарпу. Вскоре дорога перестала отвечать названию хорошая. Продвижение происходит медленно, и в Тарпу мы добираемся поздней ночью.

Ужасное место с неприветливыми людьми. Ужин в гостинице тоже допроситься не можем. Местное население- полудебилы. Перепалка Зорока с начальником гостиницы угрожает перерасти в драку. Решили ложится без ужина, хотя есть, конечно хочется. Все ложатся спать голодные и злые. А гостиница- что за дыра!!! Зорок говорит, что в этом районе это не худший вариант. Когда начнем трек- жизнь наладится...

Так оно и получается. На следующее утро спешим покинуть этот ужасный уголок, и, говорим ему бай без всякого сожаления. После 6 часов перехода останавливаемся в очень чистой деревеньке с хорошим гестхаузом. Наш повар Дорджи готовит прекрасный ужин. Так же радует наличие вполне приличного душа. Жизнь налаживается!

Последующие четыре дня трека до Рамче похожи один на другой. Забираемся все выше в горы, радуемся жизни и кулинарным изыскам Дорджи.

После Рамче начались наши приключения и экспедиционная жизнь. Из Рамче до БазЛага путь проходит по леднику Ялунг. Протяженность этого ледника 32км и он сильно разорван. Остаемся на дневку в Рамче. В этот день два Лакпы и самые здоровые из портеров идут рубить тропу до Мидл Кэмп и сбросить туда грузы. Наша группа первая в этом сезоне и тропы еще нет. Но Зорок Лакпа, который бывал в этих местах не раз, знает местность, как свои пять пальцев. Он волнуется только, чтобы снег не выпал, а то будет проблема с носильщиками. Ночью Лакпы и носильщики возвращаются в Рамче. Говорят, что далеко, около 8 часов до Мидл Кэмп.

Выходим пораньше, чтобы добраться засветло, а то по такой рвани можно и шею свернуть в темное время суток. Боже мой! Что за ледник! Балторо отдыхает. Моя дранная нога ноет все больше, но от обезболивающих воздерживаюсь. Андрюха, Аркадий, Зорок и Чатур убегают вперед, а я остаюсь с маленьким Лакпой. Потихоньку разматываем ледник. Все таки по светлому времени добираемся до Мидл Кэмп. Начинает идти снег. К утру нас ждет очередное приключение.

Утром часть носильщиков уходит вниз. Они категорически отказываются идти дальше. Но часть все таки остается под давлением Найке. Теперь им придется сделать два круга, то есть потратить два дня, чтобы доставить грузы на верх. Тропы по- прежнему нет и теперь еще и ледник под снегом. Зорок с носильщиками уходит наверх. К вечеру носильщики возвращаются. Говорят, что груз доставлен наверх и Зорок там ночует с грузом.

На следующий день Дорджи, гид Тулси, нашей индийской участницы и корейский гид Пемба уходят опять с частью груза наверх. Остальные участники и гиды все еще остаются в Мидл Кэмп с частью грузов. Начинается совсем не детский снегопад. По всей видимости нам  предстоит завтра тяжелый день. Зорок рассказывал, что в 2011 после снегопада им не удалось добраться до БЛ и они ночевали в пещере под перилами. Там, чтобы добраться в БЛ нужно преодолеть 200м перил по крутым бараньим лбам.

Да, денек выдался, что надо. К перилам, к счастью Лакпы и Чатура, подошли к 3 часам дня. Но тут опять начался снегопад. Все скалы под натечным льдом, а кошки уже уехали в БЛ. С большим трудом преодолеваю этот участок. Все таки засветло добираемся до БЛ. С бараньих лбов открывается грандиозный вид на Канченджангу. Какая же она огромная!!! Никогда еще не видела такую огромную Гору! Под впечатлением заваливаюсь на кухню. Просто ору Зороку: - Она такая огромная! Ты ее видел?! Как полезем?!

-Видел и не раз! Молись Богине горы и обязательно залезем! Я и не таких туда подымал,- отвечает мне Зорок.

..............................

Кангченджанга- одно из самых суровых божеств в понимании шерпов. Значение этого названия- Пять Воплощений Богини ( заметьте, это совсем не пять сокровищь снегов или прочий бред). Ощущая опасность и ее суровый нрав, мне очень захотелось понять, кто Она такая. Ведь мы же делаем Пуджу каждый день и молимсчя об удачном восхождении. Мы молимся Богу Горы, и это очень важно понять, к кому обращаешься, иначе молитва проваливается в ПУСТОТУ. Еще на подходах я очень много спрашивала у Зорока про эту Гору- именно легенды, истории...Никогда не называй ее Канча,- говорит Зорок,- Канча- это младшая сестра, это не уважительно по отношению к ней...

.....................................

Ужин. Аркадий открывает бутылку вискаря. Все участники акклиматизируются. Ура! Мы в БазЛаге. Теперь начинается следующая страница нашего приключения.

..................................

Да, следующая страница получилась -что надо !  Пишу все это под воздействием высоты. После двух высотных выходов мозг тормозит не по детски. Два дня назад вернулись из Л3. Вот что происходило последние десять дней- оглядываясь назад.

Через два дня после прибытия в БЛ все гиды  собрались на совет команд по поводу перил. Так как народу мало, решили, что работать для строительства дороги должны все в равной мере. Те участники, которые поднимаются спортивным стилем без гидов должны заплатить по 300дол с человека за перила или же должны работать с гидами на равных, и тогда могут ничего не платить. Но все, даже те, кто заканчивал 14х8000 этой горой, предпочли заплатить. Никто лишний раз не хотел подставляться. Очень неожиданно сами гиды выбрали Чатура руководителем перильной команды. Многие из собравшихся под Горой знали про мою ногу, так же понимали, что без перил мне не вернуться со штурма на сто процентов. Так что мой муж имел самую большую личную заинтересованность,чтобы все было сделано, как надо. Вот они его и выбрали. В последствии работа была выполнена на столько хорошо и слаженно, что практически все смогли подняться на вершину. Только почему-то Чатура поблагодарить за работу перильной команды один кореец Дипанкар догодался.

14-го апреля Пуджа и открытие БЛ.

На следующий день все устремляются наверх. Команда гидов провешивает перила, участники плетутся за ними. Первый выход всем дается не легко. Сегодня 1000м подьема в Л1 и спуск в БЛ. Все это очень далеко, но в Л1 пока что нет палаток и всего остального, так что, хочешь- не хочешь, придется сегодня возвращаться в БЛ. Возвращаемся ночью.

На следующий день команда гидов уходит наверх вешать перила до Л2. Андрей,  Аркадий, Ким и Юн вместе с ними. Я остаюсь в БЛ на 3 дня. Пока команда наверху в БЛ появляются участники нашей второй группы- индианка Тулси Прадж, японец Масимото и фин Сэм. Когда все наши возвращаются с высотного выхода, они очень рады тому,что наконец-то все вместе. Ведь на ближайшие 2 месяца мы станем одной семьей. По этому случаю устраиваем совсем не большое распитие спиртных напитков.

Приходит второй высотный выход. Зорок планирует, что в этот выход мы постепенно поднимемся в Л3. Остальные гиды считают этот план агрессивным,  но все участники тоже хотят подняться в Л3. Почему Оксана идет, а мы, как лохи?! Хорошо, выдвигаемся, имея цель Л3. Подъем в Л1 постоянно очень крутой, нигде не дает расслабиться. Трачу на подъем 7 часов. В Л1 еле живая. От Л1 до Л2 не далеко. На следующий день начинаем шевелиться, когда солнце освещает палатку. Я, два Лакпы, Чатур, кореец Дипанкар и его гид Пасанг, начинаем день как тормоза. Уже все давно сидят по лагерям, когда мы выдвигаемся в Л2. Доходим до Л2 за два часа. В Л2 опять продолжаем разлагаться. Все пока что выглядит очень безобидно. В 10 вечера возвращаются из Л3 Ким и Юн,  говорят, что очень далеко. Да, завтра, похоже, мы тоже повеселимся.

Стараемся выйти, как можно раньше. Между Л2 и Л3 огромный ледопад с перепадом 1000м. Потихоньку лезем. Портится погода и начинает придавливать высота. С каждым метром придавливает все сильнее. С трудом вылазим на 7000м. Тулси возвращается с половины. Говорит, что в такую погоду ей не дойти. Фин Сэм- что за машина! Идет почти на равне с гидами!!! Мы попадаем в охрененный шторм. Гора, видимо, совсем не рада нашему присутствию и хочет сбросить нас вниз. С трудом добираемся до палаток. Всю ночь держим палатки. Кажется, что они вот-вот улетят. Ну и шторм! В жизни такого не видела.

На следующий день возвращаемся в Л1, на следующий день- База!!! Мы завершили свою акклиматизацию,  следующий выход — штурм! Пока мы отдыхаем, гиды устанавливают Л4 и заносят туда кислород.

А в Базе очень хорошо! Это настоящий дом!

…......

В базе нас поджидает маленький нежданчик. Сидим с Тулси в столовой палатке и обсуждаем альпинистские сплетни. Появляется мужик. Спрашивает, где Оксана. Я отвечаю, что это я. Он говорит, что он товарищ Адама, имя его называть не буду, пусть сам себя узнает, и к тому что он товарищ Адама, добавляет, что денег на перила у него нет. Я говорю, что я перед Адамом в неоплатном долгу, а Тулси тут же замечает, что никакого письма от Адама у него нет, и то, что они были в одной экспе еще ни о чем не говорит, может они совсем и не товарищи. Задумываюсь...Хитрая бестия эта Тулси, она скандальная, но очень часто оказывается права. Говорю нашему новому соседу, что перила вешаю не я лично, а команда шерпов, пусть с ними и договаривается.Он же убеждает нас, что может подняться и без перил. Обычная песня альпиниста- халявщика. Сам по нашим перилам залезет, а потом соло клаймбером себя назовет,- думаю я. В последствии так оно и вышло. Ну а в данный момент мы с Тулси отправляем его разговаривать с мужиками, а сами дальше предаемся сплетням.

.........................

Планировали начать штурм 5го мая, но все наши планы накрылись медным тазом. Два дня был огромный снегопад. Опасаемся за верхние лагеря. Парням придется завтра идти наверх и откапывать перила, а так же проверить в каком состоянии лагеря. Теперь планируем выходить на штурм 7-го. Погода наладилась, в БазЛаге очень сильно похолодало, температура -20.

Но погода не дала предпринять попытку штурма еще 10 дней.

Обстановка в БазЛаге накаляется до предела. Каждые 3 дня ждем улучшения погоды, а его все нет и нет. 9-ое мая отмечаем в БазЛаге с Кимом. На следующий день опять обсуждаем ситуацию с погодой. Что же делать? В первый раз в жизни я не знаю , что предпринять, точнее даже наш старший гид не знает, что предпринять. Иногда, в отчаянии, Зорок предлагает идти по любой погоде, иногда его голова отрезвляется, и он говорит, что пока что ждем. В общем-то и у участников у всех это не первый 8000+. Как то захожу в столовую. Все сидят со своими ноудами.

" Ребята, как думаете, что делать?!",- это крик души. Все молчат. Инициативу берет Андрюха: " Оксана, ты руководитель, решай сама. Если скажешь- наверх, то я пойду"

Да, хорошо сказать, решай сама. Я чувствую, как с самого начала здесь пахнет жаренным, причем каждый день. Я понимаю, что, как вариант, здесь можно остаться, и поэтому не хочу отправлять людей наверх и отправляться туда сама. У нас есть старший гид, пусть он и решает.

Наконец-то все прогнозы обещают погоду с 14 мая. Прогноз обещает ветер 10м/с и мороз -47! Для Канченджанги это идеальные условия! Лагерь приходит в движение. Объявляется наш сосед, пришедший с северной стороны. Он договорился с мужиками, что не будет вешать перила, а будет работать вместе с ними, но тут вдруг он говорит, что веревку нести не в состоянии. Просит, чтобы ее кто-нибудь из наших гидов занес. Мы говорим ему, что так здесь не положено, гиды с клиентами заняты и клиенты их услуги оплатили, а не стараются, как некоторые, на халяву пролезть. Потом Чатур все таки нашел корейского гида, который отнес веревку тщеславного и плохо воспитанного европейца. Не верю я , что он друг Адама, потому, что Адам не такой!

И так, все готовятся к выходу на штурм. Чатур собирает обитателей БазЛага и говорит напутственную речь, так здесь положенно:" Друзья, товарищи! Завтра мы все отправимся на штурм, чтобы попытаться подняться на вершину. Нет никаких гарантий, что у каждого из нас получится, и тем более нет никаких гарантий, что мы вернемся с Горы и опять С Вами здесь встретимся. Задумайтесь, насколько это нужно каждому из Вас и на сколько Вы готовы принять эту часть реальности. Хочу сказать одно: постарайтесь выжить. Ни одна Гора, даже такая, как эта не стоит человеческой жизни."-он отчетливо произносит каждое слово, я до сих пор помню каждое из них. Раньше он никогда так не говорил. Все молчат. Что сказать...Никто от штурма отказываться не собирается... Все молча собираются. В столовой встречаю Зорока. У ненго на лице нет обычного задора. Я никогда его таким не видела. " Садись",- он поддвигает мне стул, -"Поговорим". Сажусь, холодок подбирается к горлу. Зорок продолжает, говорит каждое слово очень тихо: " Понимаешь, здесь тебе не высотный треккинг на вершину Чо-Ойю или Манаслу, здесь все очень серьезно...Крайний раз, когда я здесь был, я дал себе обещание больше сюда не возвращаться, но ты просила, настаивала...Я в это опять ввязался, не знаю зачем... Я, конечно, обещал довести тебя до вершины, но пока у меня нет уверенности, что мы вернемся с этого штурма...У меня детей двое, у тебя тоже Дэн...". Обычно Зорок с задором орет " Все наверх! Ты сможешь это сделать!" или что нибудь в этом роде. Сейчас все не так. Я понимаю, что запах жаренного приблизился к нам вплотную. Умоляю его идти на вершину, а на душе тяжело. Тащусь к алтарю, он находится посередине БазЛага. Молюсь всем пяти воплощениям Богини. Это крик души. Прошу Ее пустить и отпустить обратно. В этот момент особо остро хочу увидеть моего маленького Дэна. Потихоньку успокаиваюсь, приходит ощущение, что мы вернемся с Горой.

Выходим на штурм 14-го. Поднимаемся сразу в лагерь2. Тяжелый день... Добираюсь до второго в сумерках...Следующий день не лучше...Подъем в лагерь 3 так же дается не легко, но, как это ни странно, гораздо легче, чем Л1.

В Л3 зависаем на 2 дня по причине непогоды. Кажется, что вершина ускользает из рук. Нервы у всех на пределе. Обстановуа опять накаляется.  Погодное окно обещает быть, согласно прогнозу, коротким. Зорок объявляет, что скорее всего с вершины прийдеться валить в Л1, чем быстрее, тем лучше, на хвосте висит циклон

Решили подниматься в Л4 17-го и в этот же вечер идти на вершину. В 2 часа дня достигаем Л4 и в 4-30 дня выходим на штурм. В общем так рано начинаем только я , Тулси и Ким и Сану. Сану и Ким сразу же убегабт, в прямом смысле слова вешать перила к вершине. Стараемся не сбить дыхание, поднимаемся медленно. Через час нас догоняют Зорок и Чатур. Остальные участники где находятся понятия не имею, сейчас каждый за себя. Всю ночь лезем на вершину. Когда светает видим необыкновенную и одновременно грандиозную панораму Гималаев. Калейдоскоп ярких красок с тенью от Канченджанги. Этот вид настолько завораживает, что я забываю об опасности. Утром наконец-то достигаем вершины. Зорок впереди с фотоаппаратом. Он делает несколько моих снимков и меняет мне веревку для дюльфера. Вниз, срочно вниз. Время точно сказать не могу, сильный мороз, на часы никто не смотрит. Начинаем спуск. На спуске происходит много вещей, которые не должны становиться достоянием общественности. Но некоторые события все же опишу. Спускаемся опять же очень медленно у меня начинает сильно болеть травмированная в прошлом нога. Некоторые участки, на которых нет перил, Зорок для меня провешивает. У меня скоро закончится последний баллон кислорода. Спуститься ниже Л4 в таком состоянии без кислорода для меня практически не реально.В Л4 Зорок и Лакпа Чири оставляют мне остатки своего кислорода и уходят вниз. Со мной остается кислород и Чатур. Сегодня нам необходимо спуститься в Л1, иначе нас заколбасит надвигающийся циклон. Меняем балллон и продолжаем путь. Очень хочется пить, но газа в Л4 не осталось. На спуке мысль о водепревращается в навязчивую идею. В Л3 встречаем Ким Джина, корейского оператора. Он дает нам котелок воды и заполняет наши термоса. Он говорит, что они( корейцы), тоже сегодня пойдут Л1, только попозже.

Я почти не могу наступит на ногу. Спуск превращается в мучение. Снег в разгар дня тоже раскис. В ледопаде между Л3 и Л2 есть очень лавиноопасные моменты. И от этого очень не приятно. Мы продолжаем спуск, утопая по колено в тяжелом мокром снегу, но варианта нет. Мы видим, как беспощадно приближается циклон, заполняя собой долины, не смотря на вторую половину дня, Облака медленно ползут вверх. Наконец то оставляем позади длинный крутой траверсперед Л2. Как же хочется пить! Тут мы видим возле серака палатку нашего соседа, кторый претендует на альпийский стиль. Я думаю только о воде. Он вылазит из палатки, поздравляет нас. Прошу унего воды. Каков же мой шок, когда он говорит, что воды у него нет и газа тоже мало. У меня уже совсем нет голоса, разговариваю шепотом, губы и язык тоже треснули и из них идет кровь. Последняя надежда на воду тает на глазах...Я очень расстроена- дерьмо это все, все эти солоклаймберы. Сажусь на снег, пристегиваюсь к перилам и съезжаю на заднице вниз. По фиг мне, как это выглядет. Оглядываюсь назад, вижу что за мной так же съезжает Нивес. Пока происходит все это мучение, нас начинают обгонять корейцы. Воды у них тоже нет. Они говорят, что в Л2 останавливаться не будут, но в одной из палаток оставят два термоса с чаем. Теперь я собираю остатки сил и собираюсь во что бы то ни стало добраться до Л2. Кислород закончился, отсоединяю баллон. Вечереет и мы перестаем так проваливаться. В обще с мыслями о воде сравнительно быстро пересекаю не большое плато перед Л2. Зову Чатура, он отдыхает в нашей палатке в ожидании меня. Я сразу же начинаю Проверять корейские палатки. Как они и обещали, нахожу в одной из них два термоса. Мы сразу же их выпиваем. По рации звонит Зорок. Они давно уже в Л1. Просит не задерживаться в Л2 и продолжать спуск. Говорит, что в Л1 есть газ и они сделали много чая, а корейцы угостили нас обалденными креветками с соусом. Это все нас ждет в Л1. Но чтобыпопасть в Л1 из Л2 нужно преодолеть подъем, своего рода перевал. Включаем фонари. Я вторые сутки на ногах. Медленно поднимаемся вверх. Двигаться заставляет только страх попасть в циклон.

Добираемся до перегиба. Внизу вижу палатки Л1. Теперь только несколько дюльферов вниз и чуть-чуть пешком. Они нас увидели! Когда заканчиваем дюльферять на встречу нам идут наши парни с чаем. Ура! Спасены! Сажусь на снег и плачу. Они снимают с меня кошки и засовывают в палатку... А там корейские крветки с соусом. На следующий день без особых героических приключений спускаемся в БазЛаг.В прошлом остается восхождение на Канченджангу и мечта о ней. Но это еще не конец истории. В этот же день парни начинают упаковывать БЛ. Снег еще не начал идти, но  циклон явно приготовился к атаке. Застрять под снегом на гигантском леднике никому не хочется. Как я завтра пойду, просто не представляю. Но тут появляются Сану с Кимом. Говорят, что спонсор выслал за ними вертолет и они могут забрать меня вниз до края ледника, а там я подожду всех наших. О Боже! Это спасение от пути по леднику. Уторм улетаю с Юн. Она тоже еле на ногах стоит после штурма. Погода портится и вертолет сильно трясет. Но он все же садится на зеленой лужайке. Это здорово! Я не думала, что опять увижу зелень и хвойный лес. Тут же покупаем пиво в ближайшей чайхане. Вечером приходят все участник. Все выжили и все сходили на Гору! Сейчас мы отметим это не по детски. Отмечание продолжалось весь обратный путь в Катманду...И, потихоньку, все начинали мечтать о чем-то новом, но это уже другая история